А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Э.. Ю.. Я..

АВИАЦИЯ

          (от лат. avis птица), все, что связано с полетами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. Первым официально зарегистрированным был полет двукрылого самолета с двигателем внутреннего сгорания, построенного братьями Райт в США, 17 декабря 1903 г. Одно время эти полеты производились для развлечения публики, затем самолетами стали пользоваться для доставки почты. На авиацию обратили внимание военные: в годы ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ она сыграла значительную роль и стала быстро развиваться. Если до войны на вооружении состояло не более 800 самолетов, то в течение войны их было произведено свыше 200 тыс. Самолеты стали делать металлическими. Вместо биплана - двукрылой "этажерки" - стали выпускать монопланы. Гражданская авиация стремительно осваивала дальние перелеты (трансконтинентальные, трансатлантические, через Северный полюс). Начались массовые перевозки пассажиров. На военных самолетах появились пушки и пулеметы, для них стали делать специальные бомбы. Многие военные теоретики начали доказывать, что массовое применение авиации может обеспечить победу в войне и без использования других родов войск. Это еще больше подталкивало развитие военной авиации. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА показала, что победа невозможна без обеспечения господства в воздухе, но опровергла мнение о возможности одержать победу над противником только воздушными рейдами: бомбардировки Великобритании в ходе БИТВЫ ЗА АНГЛИЮ не принудили ее к капитуляции, равным образом массированные бомбардировки Германии не стали решающим фактором ее поражения. В годы войны строились бомбардировщики различного назначения, появились ночные истребители и самолеты, помогавшие пехоте на поле боя, - штурмовики. Обычной стала практика использования самолетов, базирующихся на специальных кораблях - АВИАНОСЦАХ. Только США, СССР и Великобритания произвели в годы войны более 550 тыс. самолетов. В Германии в 1939 г. был испытан первый самолет с реактивным двигателем. После войны начавшееся военное соперничество СССР и США стимулировало дальнейшее развитие военной авиации. Все самолеты были переведены на реактивную тягу, их скорость превысила скорость звука, а радиус действия стратегических бомбардировщиков стал практически неограниченным. Началось широкое применение ВЕРТОЛЕТОВ различных классов. Качественно изменилась и гражданская авиация. В 50-х гг. она стала переходить на реактивные двигатели, а в 70-х появились первые пассажирские самолеты со сверхзвуковой скоростью. Повышение надежности и безопасности полетов сделало авиацию главным средством перевозки пассажиров на дальние расстояния. Радикально сократив время на передвижение, авиация способствовала сближению народов и континентов, росту взаимозависимости в мире. (См. также БОИНГ, ВЕРТОЛЕТЫ, ТУПОЛЕВ, СИКОРСКИЙ.)

(Источник: Словарь по новейшей истории. Кредер А.А., 1999)
АВ..

 

(c) Словарь по истории