А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Э.. Ю.. Я..

КАПИТАЛИЗМ

          Слово капитал появилось в XII-XIII вв. в Италии в значении "ценности", "запас товаров", "деньги, приносящие процент" (от лат. caput - голова). Оно распространилось в этом значении по всей Европе. В Голландии в XVII в. на его основе возникло слово "капиталист", т.е. обладатель капитала. Только в 50-х гг. XIX в. появилось слово К., но оно мало использовалось. Карл Маркс, написавший "Капитал", не применил его. Однако именно его последователи - марксисты - придали этому слово идеологический смысл. Капитализмом они назвали общественный строй, основанный на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда, который утвердился после промышленной революции в странах Запада. Этот строй ими рассматривался как внутренне противоречивый, уже в "Манифесте Коммунистической партии" Карл Маркс и Фридрих Энгельс, не называя этот строй капитализмом, сделали вывод, что он исчерпал свои возможности и ему на смену идет новый общественный строй - социализм, основанный на общественной собственности и отсутствии эксплуатации. Его создание на развалинах К. и было объявлено задачей рабочего класса и созданных им партий. Термин этот в итоге потерял всякое научное значение. Чтобы вернуть ему это значение, надо исходить из признания К. всякой деятельности, связанной с использованием денег в качестве приносящего доход капитала. Для появления К. поэтому необходимо наличие товарно-денежных отношений. Но этого мало. Чтобы собственник денег стал капиталистом, т.е. пустил их в дело, заставил работать, он должен быть уверен, что, совершив эту работу, деньги вернутся именно к нему. Иначе говоря, нужны относительно прочные государственно-правовые гарантии частной собственности. Из всех известных цивилизаций исторически эти гарантии выработали античная цивилизация и европейская. Для остальных цивилизаций было характерно соединение в одном лице политического властелина и верховного собственника. В этом случае не возникало сколь-нибудь устойчивых гарантий неприкосновенности частной собственности. Поэтому современный К. - это продукт развития европейской цивилизации, а его распространение по миру - следствие экспансии европейских народов. Наиболее традиционными формами К. были торговый и банковский. К. постоянно пытался пробиться в сельское хозяйство. Промышленная революция осуществлялась по преимуществу на капиталистической основе - появился промышленный К. С утверждением в конце XIX в. предпринимательских корпораций - акционерных обществ - в качестве доминирующей формы крупного предпринимательства и возникновения в связи с этим современного рынка ценных бумаг, появилась возможность превращать деньги в капитал самым легким способом: помещая их в ценные бумаги. Этот вид К. может быть назван финансовым. Это самая массовая форма К. В XX в. К. стал одной из тех сил, которые придали европейской цивилизации присущий ей экономический динамизм. Он порождал конкуренцию, стимулировал нововведения различного рода - от поиска купцом оригинального товара до возможности предоставить новый вид услуг. Опыт XX в. подтверждает это. Там, где К. искореняли, отменяя право частной собственности и рыночные отношения, экономическое развитие замедлялось. К. оказал большое влияние и на политическое развитие. Он способствовал утверждению частной собственности, а вместе с ней - гражданского общества и правового государства. Вместе с тем К. и демократия вовсе не предполагают друг друга. К. возник в европейской цивилизации до демократии, развивался в условиях существования авторитарных и даже таких тоталитарных режимов, как германский НАЦИЗМ или итальянский ФАШИЗМ. Рядом с К. существовали и существуют иные экономические уклады. В XIX в. в Европе, например, еще существовал феодальный уклад с его натуральным хозяйством, в XX в. рядом с капитализмом развивается мелкотоварный уклад (мелкий и средний бизнес), кооперативный и государственный секторы экономики. Еще более многоукладна экономика в странах ТРЕТЬЕГО МИРА. Все это не дает оснований называть экономику даже западных стран чисто капиталистической. И уж тем более не имеет право на существование характеристика всего западного общества как капиталистического.

(Источник: Словарь по новейшей истории. Кредер А.А., 1999)
КА..

 

(c) Словарь по истории