А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Э.. Ю.. Я..

МАО ЦЗЭДУН

          (1893-1976), китайский политик. Один из основателей Компартии Китая (КПК) и Китайской Народной Республики (КНР). Родился в провинции Хунань в крестьянской семье. Получил традиционно китайское и западное образование. Работая в Пекинском университете, М. познакомился с марксизмом. Под влиянием марксизма им была сформулирована идея освобождения и возрождения Китая в результате пролетарской революции и построения социализма. В 1921 г. участвовал в создании КПК. Поначалу КПК придерживалась тактики единых действий с партией Гоминьдан, но в 1927 г. новый лидер Гоминьдана ЧАН КАЙШИ разорвал союз с коммунистами и начал их преследование. Городские организации коммунистов были разгромлены, и центр тяжести их работы сместился в сельские районы. М. стал организатором крестьянского партизанского движения, а крестьянство стало основной социальной базой КПК. Впоследствии М. на этом основании сделал вывод об особой роли крестьянства в китайской революции. В 1931 г. М. создал в освобожденных партизанами районах провинции Цзянси Советскую республику, которую и возглавил. В 1934-1935 гг. он был инициатором перехода коммунистической армии на север страны. После "Великого похода" через всю страну, сопровождавшегося тяжелыми боями и лишениями, стал признанным лидером партии. В пограничных с Монголией провинциях Китая была создана новая база КПК со столицей в Яньане. Коммунисты, получая помощь Советского Союза, приняли участие в антияпонской войне. На росте влияния КПК сказывалось и то, что на территории, контролируемой ею, проводились аграрные преобразования в пользу крестьянства. В 1937 г. Чан Кайши заключил с КПК антияпонский союз, позволивший коммунистам укрепить свои позиции в стране. После разгрома Японии под их контроль перешла Маньчжурия, освобожденная Советской Армией. В начавшейся вскоре гражданской войне коммунисты одержали победу над Чан Кайши и в 1949 г. создали КНР. В первые годы своего существования КНР зависела от помощи СССР, с ним был заключен договор о дружбе. В Китае началось строительство социализма по советской модели, включавшей ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ и КООПЕРИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА. В конце 50-х гг. М. выдвинул новую концепцию развития. По его мнению, китайское крестьянство изначально более других классов склонно к совместному безвозмездному труду, что давало возможность ускорить движение Китая к коммунизму. В соответствии с этой концепцией была предпринята попытка совершить "большой скачок". В промышленности рекомендовалось увеличивать производство за счет полукустарных методов. В деревне на месте кооперативов были созданы "народные коммуны", основанные на полном обобществлении имущества крестьян. Одновременно М. начал оспаривать ведущую роль КПСС в мировом КОММУНИЗМЕ. Новый курс утверждался под лозунгом "Десять лет упорного труда - десять тысяч лет счастья". Результаты этого курса оказались катастрофическими. В начале 60-х гг. от него пришлось отказаться. В КПК возникло недовольство М. Начал расти авторитет ЛЮ ШАОЦИ, сторонника советской модели развития. В 1959 г. его избрали Председателем КНР. М. же считал, что его концепция верна, а провалы вызваны происками врагов, окопавшихся в партийном и государственном аппарате. Для борьбы с ними он начал КУЛЬТУРНУЮ РЕВОЛЮЦИЮ в середине 60-х гг. Она продолжалась до самой смерти М., ввергнув Китай в полосу новых испытаний. После смерти М. его тело было забальзамировано и помещено в хрустальный саркофаг. Оно находится в специально построенном дворце в центре Пекина. Вскоре после смерти М. в Китае начались рыночные реформы, предложенные ДЭН СЯОПИНОМ, окончательно ликвидировавшие остатки коммунистических экспериментов М. Однако он по-прежнему почитаем в Китае как основатель КПК и КНР. В специальном постановлении ЦК КПК было признано, что на 60% М. был прав, а на 40% - ошибался. Идеи М. - маоизм - стали особым течением в коммунизме. Для маоизма характерно представление о крестьянстве как главной революционной силе, из чего делался вывод о наличии условий для революции даже в отсталых аграрных странах ТРЕТЬЕГО МИРА, и признание приоритета спонтанного революционного импульса масс для свершения революции. Маоизм получил распространение в ряде компартий стран третьего мира и оказал влияние на молодежное движение 60-х гг. на Западе.

(Источник: Словарь по новейшей истории. Кредер А.А., 1999)
МА..

 

(c) Словарь по истории