А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Э.. Ю.. Я..

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

          Становление индустриального и урбанизированного общества привело к серьезным изменениям в культуре. Доиндустриальное аграрное общество было градационным, т.е. жизнь человека, его представления о мире и самом себе были предопределены многовековыми традициями. В индустриальном урбанизированном обществе все это формирует М.К. Не только образованная элита, но и широкие массы становятся потребителями культурных ценностей. В индустриальном обществе возникают средства массовой информации (сначала газеты и журналы, затем радио, телевидение). Искусство и литература начинают приспосабливаться к новым потребностям. Возникают и быстро развиваются новые их жанры, нацеленные на массового потребителя (читателя, зрителя и т.д.). К таким относится, например, КИНО. В литературе оформляются жанр ДЕТЕКТИВА, приключенческого романа, ФАНТАСТИКИ. М.К. становится важнейшей сферой общественной жизни. Появляется возможность манипулировать общественным сознанием, обладая контролем над М.К. В XX в. эту возможность в наибольшей степени использовали тоталитарные режимы (см. ТОТАЛИТАРИЗМ). В них государство устанавливало контроль над средствами массовой информации, искусством и литературой, превращая их в орудие ПРОПАГАНДЫ. В связи с этим возрастает важность обеспечения режима свободы слова и творчества. В странах либеральной демократии этому способствует коммерциализация М.К. Но в наибольшей степени в настоящее время этому содействует информационная революция, связанная с появлением компьютеров и новой техники связи. Благодаря им открывается доступ к мировым информационным сетям и банкам информации, что делает технически невозможным государственный контроль над средствами массовой информации.

(Источник: Словарь по новейшей истории. Кредер А.А., 1999)
МА..

 

(c) Словарь по истории