А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Э.. Ю.. Я..

МОНОПОЛИЯ

          (от греч. monos - один и poleo - продаю). Ситуация на товарном рынке, характеризующаяся наличием множества покупателей и одним продавцом. При этом исчезает конкуренция между продавцами, но усиливается конкуренция между покупателями. Продавец в этой ситуации может добиться повышения цены на свой товар. Исторически возникала как привилегия, предоставлявшаяся государством отдельным торговцам, торговым компаниям или ремесленным цехам в обмен на получение им части дохода от монопольной торговли. В ходе борьбы с абсолютизмом в Европе утвердились ценности ЛИБЕРАЛИЗМА, среди которых важное место занимает свобода конкуренции и государственное невмешательство в рыночную экономику. Монополии подвергались критике, их права и привилегии отменялись. Однако к концу XIX в. в экономике промышленных стран возникли новые явления, которые привели к обновлению М. Отношение государства к М. было разным. В Германии создание М. поощрялось, они были легализованы. В США, наоборот, велась борьба с М. Изначально при этом было предложено два подхода. Согласно первому, образование таких объединений признавалось неизбежным, целью государственной политики должна была быть защита интересов граждан перед лицом этих гигантов. Согласно второму подходу, образование М. рассматривалось как нежелательное, политика государства должна была состоять в их ликвидации. На деле государственная политика приняла форму комбинирования этих двух подходов. В отраслях естественных М. (железные дороги, газо- и электроснабжение) государство наделялось полномочиями но регулированию, например, тарифов, но при этом не ставилась задача их ликвидации. В остальных случаях государство добивалось поддержания конкурентных отношений. После ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ такую политику стали проводить все страны Запада. Другим способом борьбы с М. стало стремление как можно больше открыть национальные рынки, а, следовательно, допустить на него иностранных конкурентов. М. не стала доминирующей формой ситуации на отраслевых рынках. Современный капитализм поэтому не может быть назван монополистическим. Вместе с тем, формы конкуренции отличаются от тех, которые существовали в XIX в. Конкурентами являются, как правило, крупные фирмы, и их число невелико. Такую ситуацию, в отличие от М., называют олигополией (по-гречески - немногие продают). Сама конкуренция перестала быть преимущественно ценовой, центр ее тяжести переместился в сферу инноваций, рекламы, послепродажного обслуживания и т.д.

(Источник: Словарь по новейшей истории. Кредер А.А., 1999)
МО..

 

(c) Словарь по истории