А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Э.. Ю.. Я..

ПРОПАГАНДА

          манипулирование массовым сознанием и поведением в политических, по преимуществу, целях посредством использования средств массовой информации. Хотя сам термин появился в XVII в., П. в указанном смысле стала возможной после промышленной революции, создавшей новое общество, ценности которого формируются не традицией, а МАССОВОЙ КУЛЬТУРОЙ и средствами массовой информации. Осознанное использование П. в политических целях было характерно для БОЛЬШЕВИКОВ. В 20-х гг. ее широко использовали фашисты и нацисты. Наличие аппарата П. является признаком ТОТАЛИТАРИЗМА. В тоталитарных режимах при этом вся духовная сфера (литература, искусство, архитектура, кино, радио и телевидение) становится П., то есть используется режимом для манипулирования массовым сознанием граждан. Методы П. используются и в политических кампаниях в демократических странах, однако там они не столь эффективны, поскольку при плюрализме средств массовой информации, всякое одностороннее, превратное толкование может быть опровергнуто.

(Источник: Словарь по новейшей истории. Кредер А.А., 1999)
ПР..

 

(c) Словарь по истории