А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Э.. Ю.. Я..

ВЕРТОЛЕТЫ

          (ГЕЛИКОПТЕРЫ), летательные аппараты тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой. Первый аппараты, поднявшие человека вертикально вверх, были продемонстрированы в 1907 г. во Франции. В 1910-1912 гг. Б.Н. Юрьев построил такой одновинтовой аппарат в России. В 1923 г. испанец Хуан де ла Сьерва поставил на самолет большой вертикальный винт, который вращался при движении самолета вперед и позволял ему быстро отрываться от взлетной полосы. Первый же настоящий В. "Фокке Вульф-61" был построен в Германии в 1936 г., но не получил там развития. Русский инженер СИКОРСКИЙ, работавший в США, создал современную компоновку В. Он ввел в конструкцию хвостовой винт для придания устойчивости при зависании и снабдил его наклоняющимся в разные стороны главным винтом. Широкое внедрение В. началось после ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Больше всего он поначалу использовался в военных целях. В годы КОРЕЙСКОЙ ВОЙНЫ - в основном для срочной эвакуации раненых с поля боя. Во время АЛЖИРСКОЙ ВОЙНЫ французы впервые применили В. в борьбе с партизанами, а в годы ВЬЕТНАМСКОЙ ВОЙНЫ они стали незаменимыми. Стало расширяться и их коммерческое использование. На В. перевозят пассажиров, они необходимы для транспортировки грузов туда, где нет посадочных площадок для самолетов. С помощью В. осуществляют монтаж громоздких конструкций.

(Источник: Словарь по новейшей истории. Кредер А.А., 1999)
ВЕ..

 

(c) Словарь по истории